Однако дюркгеймовская теория не может объяснить причины тех случаев суицида, которые не подпадают под разряд "социальных". Это пытаются сделать другие направления суицидологии. "Прописал пациенту холодный душ каждое утро, через десять дней страсть к самоистреблению совершенно исчезла... Известно также, что вовремя сделанный клистир отлично рассеивает желание самоубийства", - бодро докладывал о своих успехах некий английский психиатр середины XIX века. Благо с тех пор психиатрия и психология стали серьезнее относится к проблеме. По разным данным, от 33 до 90% самоубийц - люди психически неуравновешенные, а то и вовсе больные, и именно душевное расстройство заставляет их покончить с собой. А уж причины этого расстройства могут быть самыми разными, от неразделенной любви до наркозависимости и тяжелой болезни. Как подсчитала Всемирная организация здравоохранения, всего существует 800 мотиваций суицида. Любопытную трактовку "страсти к самоистреблению" предлагает психоанализ. Зигмунд Фрейд (его собственную смерть тоже можно считать актом суицида - неизлечимо больной раком он попросил своего ученика Макса Шура сделать ему летальную инъекцию морфия) считал, что каждому человеку присущ инстинкт смерти, выражающийся в агрессивном, разрушительном поведении. Эта агрессия может быть направлена либо вовне (и тогда появляются чикатило, хаттабы и просто мелкие хулиганы), либо внутрь себя (в этом случае возникают самоубийцы). Адепты психоанализа в своем стремлении разложить человеческую психику по фрейдистским полочкам порой доходили до смешного. Так, верным суицидальным симптомом они считали... любовь к Африке - Африка по своим очертаниям напоминает утробу, куда самоубийца подсознательно желает вернуться (типичным примером здесь, по мнению психоаналитиков, является Эрнест Хемингуэй, обожавший "черный континент" и застрелившийся из охотничьего ружья). Еще одна абсурдная идея - выбор способа самоумерщвления якобы связан с сексуальностью. Удавку выбирают сексуально неудовлетворенные люди, с крыши прыгают инфантильные типы, подсознательно мечтающие "стать взрослыми" (представьте себе картинку: будущий самоубийца стоит на краю крыши, возвышаясь над собравшийся внизу толпой, и все уговаривают его одуматься, всем он нужен, все от него "зависят"), наконец, под поезд бросаются женщины, жаждущие отдаться во власть фаллического монстра, либо скрытые гомосексуалисты (прямо новое прочтение "Анны Карениной"!). Есть множество других трактовок суицида. "Климатическая" теория утверждает, что суициду в большей мере подвержены жители умеренно-холодных зон. Однако это не подтверждается статистикой, более того, пик добровольных смертей повсюду в мире приходится на май-июнь, а вовсе не на пасмурный ноябрь (что касается дней недели, то лидирует "день тяжелый" - понедельник). Сторонники "наследственности" говорят о том, что предрасположенность к самоубийству передается едва ли не на генетическом уровне. Взять того же Хемингуэя: сначала его отец покончил с собой, затем он сам пустил себе пулю в лоб, а в начале 90-х добровольно ушла из жизни его внучка. Вообще у 6% покончивших с собой один из родителей был суицидентом. В некоторых случаях самоубийство можно трактовать как "моду", подражание кумиру, будь то Сергей Есенин или Игорь Сорин. Даже национальный характер может служить объяснением суицида! Русские в массе своей склонны к анархии, не испытывают пиетета перед частной жизнью, личностью, как чужой, так и своей собственной, да вдобавок пьют горькую. Немцы слишком уж сдерживают эмоции - если в котле нагнетать давление и не давать пару выйти, произойдет взрыв. Англичане, нация джентльменов, болезненно реагируют на малейшее ущемление чувства собственного достоинства (классическим английским самоубийством можно считать гибель Томаса Чаттертона (1752 - 1770) - выходец из "плебейских" слоев, бедняк, Чаттертон был одаренным поэтом, однако когда некий представитель литературной богемы высокомерно посоветовал ему думать о хлебе насущном, а поэзию предоставить джентльменам, юноша отравился мышьяком). Существуют также антропологическая (выводящая суицидальность из аномалий в строении и развитии организма), макроприродная (ищущая причину в расположении планет, географических условиях), биохимическая (связывающая тягу к самоистреблению с пониженной концентрацией в организме 5-гидроксииндолеацетиновой кислоты, недостатком гормона серотонина и прочими химическими премудростями) теории, объясняющие, почему все-таки человек решает "не быть". Герой Достоевского самоубийца Кириллов говорил, что от добровольной смерти человека "два предрассудка удерживают, две вещи... одна очень маленькая, другая очень большая". "Маленькая вещь" - это страх физической боли, "большая" - вера. Однако в наши дни эти "обереги" постепенно утрачивают свою силу. Число истинно верующих сокращается, да и те, кто верит, более терпимо относятся к суициду. Что до страха перед болью, то в цивилизованных странах сегодня существует несколько обществ, отстаивающих право на смерть с достоинством. Они пытаются отговорить потенциальных самоубийц от рокового шага, а если отговорить не получается... советуют, как лучше умереть (жуткая миссия!). Решившим отравиться "наставники по суициду" рекомендуют тот или иной яд (а то ведь, отравившись не тем, чем надо, можно не умереть, а ослепнуть или стать идиотом). Предпочетшим огнестрельное оружие советуют, куда лучше целиться и т. д. По данным ВОЗ, самым распространенным способом добровольного ухода из жизни во все времена было самоповешение (житель одного очень маленького приволжского городка с очень большим памятником Ленину избрал для этой цели... руку вождя). Всего же, если верить той же ВОЗ, существует 83 варианта покинуть этот мир по собственному желанию. Человеческая фантазия поистине безгранична! Клеопатра покончила с собой приложив к груди египетскую кобру. Вдова Брута Порция проглотила раскаленный уголь. Римский полководец и писатель Катулл разжег костер в закрытом помещении со свежеоштукатуренными стенами и задохнулся от ядовитого пара. Аристократы древнего Китая сводили счеты с жизнью глотая лепестки золотой фольги - они прилипали к горлу и гортани и вызывали смерть от удушья. Древний грек Протей бросился в Олимпийский огонь. А его соотечественник Эмпедокл - в огнедышащий кратер Этны. Итальянский политик XIII века Пьетро делла Винья разбил голову о стену. Некто дон Карлос проглотил алмаз в 200 каратов. Австриец середины прошлого века ушел из жизни вбив себе в череп семь гвоздей. Польский писатель Ян Потоцкий снял с крышки сахарницы серебряный шарик, освятил его у капеллана, вставил в дуло пистолета и застрелился. Французский поэт Петрюс Борель, будучи в Алжире, вышел на солнцепек и стоял, пока не преставился от солнечного удара. Другой француз, виконт Луи Эльмеда, в 1906 году вошел в клетку к трем голодным львам - версия о несчастном случае отпала, когда в доме виконта нашли записку с просьбой собрать то, что от него останется, и похоронить в фамильном склепе. Поэтесса серебряного века Нина Петровская хотела умереть заразившись трупным ядом - она уколола себя булавкой, которую перед тем воткнула в тело умершей сестры (эта попытка оказалась неудачной, в конце концов Петровская отравилась газом). В 70-е годы ирландский бизнесмен решил свести счеты с жизнью просверлив себе сердце электродрелью и преуспел лишь с девятой дырки. В 85-м немецкий служащий распилил себя надвое циркулярной пилой. Юная полька, страдая от безответной любви, проглотила 4 ложки, 3 ножа, 19 монет, 20 гвоздей, 7 оконных шпингалетов, медный крест, 101 булавку, камень, 3 осколка стекла, 2 бусины от четок и... осталась жива! Хотя вообще-то несчастные влюбленные еще со времен древней гречанки, первой в истории поэтессы Сафо, бросившейся в море из-за холодности возлюбленного, предпочитают топиться, а если он и она уходят из жизни вместе, то часто делают это в лесу (может, он напоминает самоубийцам райский сад, а друг в друге они видят Адама и Еву?). Суицид тесно связан с техническим прогрессом. Чего стоит одно только изобретение огнестрельного оружия! По сей день в странах, где легко раздобыть пистолет, большинство самоубийц-мужчин стреляются. Так, в 1994 году 60% от всех покончивших с собой американцев застрелились, в то же время в Австрии, где торговля оружием строго ограничена, было зарегистрировано лишь 4% пустивших пулю в лоб. Кстати, добровольный уход из жизни с помощью оружия, как холодного, так и огнестрельного, в принципе не свойственен для женщин, однако с развитием эмансипации все больше представительниц прекрасного пола нажимают на курок или вонзают себе нож в сердце. В России начала века самоубийство посредством падения с высоты значилось на последнем месте среди всех возможных, сейчас оно находится на четвертом - просто стало больше многоэтажек. Общество гораздо терпимее относится к самоубийству, если то окружено романтическими обстоятельствами и, так сказать, эстетично. Ромео и Джульетта - вот классический пример "красивого" ухода из жизни! Суицид как художественный акт? Для западной цивилизации звучит несколько радикально. Но есть страна, для которой это настолько естественно, что иначе и быть не может. Речь о Японии и о японском суицидальном ритуале. Если икэбана - это искусство составлять букеты, тяною - искусство пить чай, то харакири - искусство кончать с собой. Решившийся на харакири должен встать на рассвете, чисто вымыться, ничего не есть и не пить, одеться в парадное белое (белый в Японии цвет смерти) кимоно, написать прощальное трехстишье (писать лучше собственной кровью), а затем отправиться на заранее выбранное место самоказни. Это место ни в коем случае не должно быть там, где живут, едят или спят, идеальный вариант - двор буддийского храма или сад. В выбранном месте на землю кладутся соломенные циновки, на них - сначала белая, затем алая материи, чтобы растекающаяся кровь была не слишком заметна и не отвлекала наблюдателей от созерцания таинства смерти. Сверху над циновками устраивается навес из белой ткани. Что касается наблюдателей, то это не должны быть родственники (они остались в жизни, а с жизнью покончено) или посторонние зеваки - только официальные свидетели, представитель власти и секундант. Сняв обувь (в смерть, новое обиталище, надо входить как в дом - разувшись) и спустив кимоно ниже пояса, самоубийца вонзает короткий (30 см) самурайский меч в живот и разрезает его (в свое время в Японии даже издавались специальные пособия с рисунками допустимых разрезов живота). После этого секундант завершает ритуал - длинным мечом с одного маха отсекает самоубийце голову... Слово "харакири" переводится просто - "резать живот". Кем является человек по отношению к собственной жизни - владельцем или сторожем? Если я - хозяин, то имею право поступать со своим имуществом, как мне заблагорассудится, пусть даже себе во вред. Если же я - нечто вроде арендатора, то я, конечно, могу разворовать или уничтожить доверенное мне сокровище, но в этом случае я злодей и разбойник. Настоящий хозяин жизни с меня спросит. Дискуссия между сторонниками и противниками самоубийства представляет собой то, что на современном юридическом языке называется имущественным конфликтом из-за права собственности (как ни цинично это звучит). И вот уже два с половиной тысячелетия философы пытаются разрешить этот конфликт. Самые решительные защитники суицида утверждают, что его, пусть даже чисто умозрительная, возможность необходима для нормального существования человека. Самоубийство словно капсула с цианистым калием в зубе у разведчика - если вдруг попадешь в гестаповский застенок, яд станет спасением от мук. "Куда ни глянешь, везде есть предел зла. Видишь зияющую пропасть? Она ведет к освобождению. Видишь тот поток, реку, колодец? Там обитает свобода. Видишь то согбенное, высохшее, жалкое дерево? С каждой из его ветвей свисает свобода. Твоя шея, твое горло, твое сердце - все это пути к побегу из рабства..." - так завещал Сенека, римский философ и писатель I века нашей эры, вскрывший себе вены на руках и ногах и принявший яд после того, как император Нерон заподозрил его в заговоре и приказал (!) совершить самоубийство. Право человека на добровольный уход отстаивали многие светлые головы античности: Сократ, Эпикур, философы-стоики (один из них, Зенон, в 73 года споткнулся, ушиб палец и, восприняв это как зов земли, удавился) - а также философы нового времени. Они писали о том, что раз уж человек не властен над собственной жизнью, то, по крайней мере, он имеет власть над смертью и может закончить свое существование осмысленно и достойно, на своих правах. "Жизнь зависит от воли других, смерть же зависит только от нас" (Мишель Монтень). Но во все времена было немало и тех, кто осуждал и не принимал суицид. Платон считал, что человек - раб божий, а потому не имеет права произвольно уходить из жизни. Аристотель упирал на антиобщественность деяния: самоубийство, мол, является преступлением против государства, ибо загрязняет город и ослабляет общество, лишая его полезного гражданина. Кант трактовал человеческую жизнь как часть природы, соответственно, суицид был для него нарушением заведенного в природе порядка. Владимир Соловьев писал, что суть суицида в убеждении, будто "в жизни совершается не то, что по-моему должно бы в ней совершаться, следовательно, жизнь не имеет смысла, и жить не стоит", - таким образом самоубийцы представлялись Соловьеву эгоистами, не желающими подчиняться "смыслу всеобщей жизни" (Богу). Еще более категоричный Николай Бердяев полагал, что самоубийство идет от сатаны, что оно "по природе своей есть отрицание трех высших добродетелей - веры, надежды и любви" и что "убивая себя, человек наносит рану миру как целому, мешает осуществлению царства Божьего".



Hosted by uCoz